Нетрадиционные техники рисования с детьми.
Выбор темы исследования, посвященного проблеме использования
нетрадиционных техник рисования влияющих на развитие творческих способностей
детей в изобразительной деятельности возник не случайно. Работая с детьми
дошкольного возраста, я заметила: дети любят рисовать, старательно овладевают
навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают
отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ многие
композиции выделяются скудностью содержания, штампами, отсутствует творческий
подход. Проанализировав рисунки дошкольников, я пришла к выводу – необходимо
облегчить навыки рисования, ребенку нужен тот результат, который вызывает у
него радость, изумление, удивление, ведь даже не каждый взрослый сможет
изобразить какой-либо предмет. Приобщая детей к искусству, я выбрала
направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник.
Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты
художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению.
Их необычность состоит в том, что они позволяют
детям быстро достичь желаемого результата.
Таким образом, возникла
необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью,
которая стимулировала творческий потенциал детей, развивала их художественно –
творческие способности.
Актуальность опыта заключается в том, что
современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие
способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются
недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей
жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность
любого вида профессиональной
деятельности человека. Поэтому развитие творческих
способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.
Большой
потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности
дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать
ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для
того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя
и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал
счастливым человеком. Все дети любят рисовать, когда это у них
хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня
владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы.
Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от
рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным,
он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу
или реальному объекту, который он пытался изобразить
Наблюдения за эффективностью применения
различных техник рисования на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении привели меня
к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию
успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Ведь очень
важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия,
и как он научится работать с цветом. Использование нетрадиционных техник
удовлетворит его любопытство. За время работы с дошкольниками, педагог обратила
внимание, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные
техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению
самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и
комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся
думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной
образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник
изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность,
работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение
задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от
предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку
свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и
способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
- Ведущая педагогическая идея опыта.
Идея опыта – способствовать развитию у дошкольников
интеллектуальных и творческих способностей, фантазии, воображения, способности
выражать восприятие окружающего их мира с помощью нетрадиционных техник
рисования; формированию уверенности в себе, в своих способностях,
целенаправленность деятельности.
Для развития творчества и систематизации знаний детей я поставила
перед собой следующие задачи:
1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками
рисования.
2.Учить детей создавать в рисунке свой неповторимый и
выразительный образ, используя в рисовании разнообразные материалы и технику,
разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы.
3.Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию,
творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту
многоцветного мира.
4.Способствовать развитию у детей творческих способностей
посредством использования нетрадиционных техник рисования.
5.Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в
коллективе, индивидуально.
6. Сформировать у детей технические навыки рисования.
Опыт представляет систему работы, направленную на формирование
творческих способностей детей дошкольного возраста на основе изучения и
освоения различных техник рисования, которая включает в себя комплексные
занятия, развивающие игры и упражнения, консультации для педагогов и родителей, практические
приёмы работы с различными материалами.
Изобразительная деятельность – специфическое образное познание
действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и
разносторонне. Изобразительная деятельность, в частности,
детское рисование заключает в себе большие возможности. Рисование тесно связано
с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с
выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения.
Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества,
внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно
устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции,
сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами
товарищей.
В процессе рисования дети
учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.
При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по
представлению – память. Как отмечают исследователи детского изобразительного
творчества (Сакулина Н. П., Комарова Т. С., Григорьева Г. Г.), она является
средством умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются
все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение,
память, мыслительные операции.
Многочисленные
исследования в области детского изобразительного творчества отечественных
ученых (Е. А.Флериной, Н. П.Сакулиной, Н. Б.Халезовой, Я. Шибановой и др.)
убедительно показали, что без целенаправленного адекватного руководства дети
начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес
к изобразительной деятельности. Современные подходы к развитию детей
дошкольного возраста в изобразительной деятельности, к содержанию и методам
воспитания и обучения основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и
овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить
их развитие».
Выбор нетрадиционных
техник рисования в качестве одного из средств развития детского
изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник
относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается в не результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект
игровой манипуляции. При нем неизвестно, какое изображение получится, но он
заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к
изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме
этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что
позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от
неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.
Для успешной работы с детьми в области использования
нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей
дошкольни я использовала литературу: «Художественное творчество и ребенок»
под редакцией Н. А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте»
Л. С. Выготский, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комарова,
«Развивайте у дошкольников творчество» Т. Г. Козакова, «Изобразительная
деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Козакова, «Развитие
дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева, «Изобразительная
деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. При всем многообразии
концепций, подходов, исследований данной проблемы все авторы единодушны, авторы
этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих
способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по
изобразительной деятельности.
Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно,
как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности.
Новизна педагогического
исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих
способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения
рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, я
убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками
позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать
творческие способности.
Технология опыта
Цель педагогического опыта – развитие
творческих способностей дошкольников на основе изучения и освоения
нетрадиционных техник рисования. Для достижения планируемого результата я
поставила ряд задач:
1. Создание в группе условий для творческой изодеятельности.
2. Проведение
анализа специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики
художественных способностей детей дошкольного возраста;
3. Налаживание межличностного общения в процессе
изобразительной деятельности;
4. Апробирование нетрадиционных техник рисования для
развития художественных способностей дошкольников.
С самого начала приобщения ребенка к рисованию надо научить его
правильно пользоваться разными изобразительными материалами, научить детей
техникам рисования.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
-способствует снятию детских страхов;
-развивает уверенность в своих силах;
-развивает пространственное мышление;
-учит детей свободно выражать свой замысел;
-побуждает детей к творческим поискам и решениям;
-развивает мелкую моторику рук;
-развивает творческие способности, воображение и фантазию;
-во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование
необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые
положительные эмоции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная,
завораживающая деятельность, которая восхищает и удивляет детей.
Существует много известных нетрадиционных техник рисования,
которые рекомендуется использовать в работе с детьми. (Приложение 2)
Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая
доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая
сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации,
накладывает свою шкалу «зла» и «добра». На занятиях нетрадиционной техникой
рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать,
мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои
способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его
заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить
его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут
быть:
- сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма
приходит в гости, и приглашает ребёнка отправиться в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажут помочь слабому,
им важно почувствовать себя значимым;
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять детям способы
действий и показывать приёмы изображения.
Опыт работы показал, что
овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную
радость. Они с удовольствием рисуют разные узоры, не испытывая при этом
трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива
самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс
выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше
получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы
демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим
достижениям.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует
положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение
у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом
рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня
развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу,
роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге.
Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая
активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на
выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не
стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые
развивающие технологии:
- личностно – ориентированные (проблемные вопросы и
ситуации);
- коммуникативные (беседа и диалог, расширение и активизация
словаря);
- игровые (оригинальность сюжета, мотивация);
- педагогические (доверительная беседа, стимулирование).
Свою работу я строю на следующих принципах:
- От простого к сложному, где предусмотрен переход от
простых занятий к сложным.
- Принцип развивающего
обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения:
познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает
разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат
думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к
творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
- Принцип наглядности выражается в том, что у детей более
развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление
опирается на восприятие или представление.
- Принцип
индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
- Принцип интегрированного
подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного
образования, с семьёй, а
также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов
изобразительной деятельности.
- Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на
впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
Разработка специального
цикла занятий с использованием нетрадиционной техники рисования, включающих
систему творческих заданий, направленных на формирование у детей способности
создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства и
создание проблемно-поисковых ситуаций, использование игровых упражнений и
развивающих дидактических игр, активизирующих творческое воображение. Начинать
заниматься творчеством лучше с детьми трехлетнего возраста – считает кандидат
педагогических наук Н. Михайлова, когда происходит закрепление естественного,
природного, врожденного.
Занятия лучше начинать не с предметного рисования, а с развития у
детей чувства цвета. Каждому ребенку необходимо найти своё понимание цвета и
научиться, с его помощью выражать свои эмоции. В 4-5 лет у ребенка появляется
интерес к линии, её пластичности выразительности. В этом возрасте с детьми
можно заниматься графикой, обогащая ей цветом, которым они уже владеют.
В процессе своей работы
исключительно важное значение, педагог придаёт творческому и эстетическому
развитию детей. Но творить без определенных знаний детям не так-то и легко.
Поэтому в ходе игр, познавательных бесед, наблюдений, чтения художественной
литературы и рассматривания к ней иллюстраций, я стараюсь донести до детей
красоту окружающего мира, воспитываю эмоциональную отзывчивость к красоте
природы, показываю разнообразие форм, цветов, совершенство строения. Полученные
во всех видах деятельности знания помогают детям глубже раскрывать свои
художественные способности. В свободное от занятий время я приглашаю детей
поиграть с красками, водой и бумагой. Дети охотно отзываются, так как им
интересно играть в такие игры, они испытывают радость, восторг. Занятия такого
рода помогают больше узнать о красках, запомнить название цветов и их оттенков.
Игры с красками, водой и бумагой развивают пространственное воображение,
воспитывают потребность искать, думать, принимать самостоятельные решения. А
такие черты характера необходимы подрастающему человеку и сейчас, и в будущем,
кем бы он ни стал - художником, строителем, педагогом или физиком. Многое зависит от нас, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный
и многообразный мир.
Педагог расширяет кругозор
детей и обогащает впечатления в процессе наблюдений, рассматривая произведения
изобразительного искусства, и образцы нетрадиционной и техники рисования.
Знакомит детей со свойствами и качествами разнообразных предметов, из которых
можно изготовить материал для необычных занятий. Прогулка является неотъемлемой
частью для последующих занятий, например, сбор листья, наблюдение за птицами, рассматривание ветки ёлки и т. п.
Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует
успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при
освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость
познания, творчества. Освоение многообразных техник изобразительной
деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных
материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании
рисунков.
Сущность опыта: процесс художественно-эстетического воспитания
дошкольников строится на основе формирования у детей знаний о многообразии
техник отражения реального мира на листе бумаги с использованием
нетрадиционных
техник рисования в сочетании с другими методами и приемами обучения и
воспитания. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру
природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их
окружение, прививать любовь ко всему живому.
В своей работе я использую такие формы организации и
проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения,
целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы,
развлечения. Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые
приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения,
возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы
нестандартных материалов.
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в
следующих направлениях:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных
эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной
техники изображения к более сложным;
- от использования готового
оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим
изготовить;
- от использования метода подражания к самостоятельному
выполнению замысла;
- от применения в рисунке одного вида техники к
использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению
предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных
техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в
дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к
овладению новых техник рисования.
Работая с ребенком, неизбежно приходится сотрудничать с их
родителями. Поэтому проводятся для родителей консультации и
беседы, занятия, развлечения, дни открытых дверей, интеллектуальные игры.
Детское творчество требует к себе самого серьезного отношения. Поэтому в ходе
индивидуальных бесед, я стараюсь убедить родителей, чтобы у них не было
пренебрежения, боязни, что ребенок обольется водой или запачкается красками.
Для этого нужно лишь подготовить рабочее место и подобрать специальную одежду.
Рабочая одежда нравится детям и сразу же настраивает их на рабочий лад. Я
уверяю родителей, чтобы они поддерживали интерес своего ребенка к рисованию в
кругу семьи. А игры с красками, водой и бумагой - очень интересны и даже полезны.
Они развивают глаз и пальцы, углубляют и направляют эмоции, возбуждают
фантазию, расширяют кругозор. На эту тему я провожу консультации и
семинары-практикумы, где показываю родителям приемы работы по нетрадиционной
технике рисования. Есть родители, которые уделяют большое внимание
всестороннему развитию своих детей, уже сегодня радуются успехам своего малыша
и с желанием рассказывают об этом в детском саду.
Малыш всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт
ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и
думать. Я сделала вывод, что общение ребенка в семье, с близкими ему людьми -
важнейшее условие его психического развития. Совместно с родителями выпускаем
праздничные газеты, устраиваем различные конкурсы, тренинги, коллективные игры,
фотовыставки. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного
творчества детей, является выставка детского рисунка. Она очень радуют
детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Я думаю, что моя совместная
работа с родителями создает ребенку эмоционально-комфортное состояние.
Желаем творческих успехов!
Рабочая программа изобразительная деятельность
старшего дошкольного возраста.
https://zolotojvek.ru/publikacii/na_portale/material?n=84381
Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.
Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те
необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы
он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других
людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым
человеком.
Актуальность
заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой
личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к
сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и
нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы
обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности
человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач
дошкольного воспитания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий