Суворова Людмила Борисовна

Суворова Людмила Борисовна
Суворова Людмила Борисовна

Мой опыт

        Нетрадиционные техники рисования с детьми.


 Выбор темы исследования, посвященного проблеме использования нетрадиционных техник рисования влияющих на развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности возник не случайно. Работая с детьми дошкольного возраста, я заметила: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами  и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами, отсутствует творческий подход. Проанализировав рисунки дошкольников, я пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Приобщая детей к искусству, я выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению.
              Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. 
           Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировала творческий потенциал детей, развивала их художественно – творческие способности.
  •   Актуальность опыта.
          Актуальность опыта заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.
Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить
             Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. Использование нетрадиционных техник удовлетворит его любопытство. За время работы с дошкольниками, педагог обратила внимание, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
  •   Ведущая педагогическая идея опыта.
            Идея опыта – способствовать развитию у дошкольников интеллектуальных и творческих способностей, фантазии, воображения, способности выражать восприятие окружающего их мира с помощью нетрадиционных техник рисования; формированию уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.
Для развития творчества и систематизации знаний детей я поставила перед собой следующие задачи:
1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
2.Учить детей создавать в рисунке свой неповторимый и выразительный образ, используя в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы.
3.Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
4.Способствовать развитию у детей творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования.
5.Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе,  индивидуально.
6. Сформировать у детей технические навыки рисования.
  •  Диапазон опыта
             Опыт представляет систему работы, направленную на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста на основе изучения и освоения различных техник рисования, которая включает в себя комплексные занятия, развивающие игры и упражнения, консультации для педагогов и родителей, практические приёмы работы с различными материалами.

  • Теоретическая база опыта
               Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.  Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности. Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.
В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Сакулина Н. П., Комарова Т. С., Григорьева Г. Г.), она является средством умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.
Многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных ученых (Е. А.Флериной, Н. П.Сакулиной, Н. Б.Халезовой, Я. Шибановой и др.) убедительно показали, что без целенаправленного адекватного руководства дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности. Современные подходы к развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, к содержанию и методам воспитания и обучения основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие».
                   Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается в не результате использования   специальных  изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.
          Для успешной работы с детьми в области использования нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольни я использовала литературу: «Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н. А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комарова, «Развивайте у дошкольников творчество» Т. Г. Козакова, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Козакова, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова.          При всем многообразии концепций, подходов, исследований данной проблемы все авторы единодушны, авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.
  •  Новизна опыта.
         Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности.
Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.

Технология опыта
        Цель педагогического опыта  развитие творческих способностей дошкольников на основе изучения и освоения нетрадиционных техник рисования. Для достижения планируемого результата я поставила ряд задач:
1.  Создание в группе условий для творческой изодеятельности.
2.  Проведение анализа специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей дошкольного возраста;
3.  Налаживание межличностного общения в процессе изобразительной деятельности;
4.  Апробирование нетрадиционных техник рисования для развития художественных способностей дошкольников.
      С самого начала приобщения ребенка к рисованию надо научить его правильно пользоваться разными изобразительными материалами, научить детей техникам рисования.
       Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
-способствует снятию детских страхов;
-развивает уверенность в своих силах;
-развивает пространственное мышление;
-учит детей свободно выражать свой замысел;
-побуждает детей к творческим поискам и решениям;
-развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
-развивает мелкую моторику рук;
-развивает творческие способности, воображение и фантазию;
-во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
              Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая восхищает и удивляет детей.
           Существует много известных нетрадиционных техник рисования, которые рекомендуется использовать в работе с детьми. (Приложение 2)
             Каждый  из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет,  ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу «зла» и «добра». На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело  и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.
         Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости, и приглашает ребёнка отправиться в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажут помочь слабому, им важно почувствовать себя значимым;
- музыкальное сопровождение и т. п.
         Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приёмы изображения.
         Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость. Они с удовольствием рисуют разные узоры, не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
            Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге.
           Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии:
-  личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);
-  коммуникативные (беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
-  игровые (оригинальность сюжета, мотивация);
-  педагогические (доверительная беседа, стимулирование).
Свою работу я строю на следующих принципах:
-   От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
- Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
-  Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
-   Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
- Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.
-   Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
- Принцип доступности материала.
Разработка специального цикла занятий с использованием нетрадиционной техники рисования, включающих систему творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства и создание проблемно-поисковых ситуаций, использование игровых упражнений и развивающих дидактических игр, активизирующих творческое воображение. Начинать заниматься творчеством лучше с детьми трехлетнего возраста – считает кандидат педагогических наук Н. Михайлова, когда происходит закрепление естественного, природного, врожденного.
          Занятия лучше начинать не с предметного рисования, а с развития у детей чувства цвета. Каждому ребенку необходимо найти своё понимание цвета и научиться, с его помощью выражать свои эмоции. В 4-5 лет у ребенка появляется интерес к линии, её пластичности выразительности. В этом возрасте с детьми можно заниматься графикой, обогащая ей цветом, которым они уже владеют.
В процессе своей работы исключительно важное значение, педагог придаёт творческому и эстетическому развитию детей. Но творить без определенных знаний детям не так-то и легко. Поэтому в ходе игр, познавательных бесед, наблюдений, чтения художественной литературы и рассматривания к ней иллюстраций, я стараюсь донести до детей красоту окружающего мира, воспитываю эмоциональную отзывчивость к красоте природы, показываю разнообразие форм, цветов, совершенство строения. Полученные во всех видах деятельности знания помогают детям глубже раскрывать свои художественные способности. В свободное от занятий время я приглашаю детей поиграть с красками, водой и бумагой. Дети охотно отзываются, так как им интересно играть в такие игры, они испытывают радость, восторг. Занятия такого рода помогают больше узнать о красках, запомнить название цветов и их оттенков. Игры с красками, водой и бумагой развивают пространственное воображение, воспитывают потребность искать, думать, принимать самостоятельные решения. А такие черты характера необходимы подрастающему человеку и сейчас, и в будущем, кем бы он ни стал - художником, строителем, педагогом или физиком. Многое зависит от нас, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир.
              Педагог расширяет кругозор детей и обогащает впечатления в процессе наблюдений, рассматривая произведения изобразительного искусства, и образцы нетрадиционной и техники рисования. Знакомит детей со свойствами и качествами разнообразных предметов, из которых можно изготовить материал для необычных занятий. Прогулка является неотъемлемой частью для последующих занятий, например, сбор листья, наблюдение за птицами, рассматривание ветки ёлки и т. п.
            Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунков.
            Сущность опыта: процесс художественно-эстетического воспитания дошкольников строится на основе формирования у детей знаний о многообразии техник отражения реального мира на листе бумаги с использованием
нетрадиционных техник рисования в сочетании с другими методами и приемами обучения и воспитания. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому.
В своей работе я использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам,  наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.
        Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:
-  от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
-  от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
-  от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
-  от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
-  от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
           Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом,  преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования.
           Работая с ребенком, неизбежно приходится сотрудничать с их родителями. Поэтому  проводятся для родителей консультации и беседы, занятия, развлечения, дни открытых дверей, интеллектуальные игры. Детское творчество требует к себе самого серьезного отношения. Поэтому в ходе индивидуальных бесед, я стараюсь убедить родителей, чтобы у них не было пренебрежения, боязни, что ребенок обольется водой или запачкается красками. Для этого нужно лишь подготовить рабочее место и подобрать специальную одежду. Рабочая одежда нравится детям и сразу же настраивает их на рабочий лад. Я уверяю родителей, чтобы они поддерживали интерес своего ребенка к рисованию в кругу семьи. А игры с красками, водой и бумагой - очень интересны и даже полезны. Они развивают глаз и пальцы, углубляют и направляют эмоции, возбуждают фантазию, расширяют кругозор. На эту тему я провожу консультации и семинары-практикумы, где показываю родителям приемы работы по нетрадиционной технике рисования. Есть родители, которые уделяют большое внимание всестороннему развитию своих детей, уже сегодня радуются успехам своего малыша и с желанием рассказывают об этом в детском саду.
            Малыш всему учится  в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать. Я сделала вывод, что общение ребенка в семье, с близкими ему людьми - важнейшее условие его психического развития. Совместно с родителями выпускаем праздничные газеты, устраиваем различные конкурсы, тренинги, коллективные игры, фотовыставки. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества  детей, является выставка детского рисунка. Она очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Я думаю, что моя совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально-комфортное состояние.  
          
                                       Желаем творческих успехов!
 
 
 
            Рабочая программа изобразительная деятельность
                      старшего дошкольного возраста.
 

https://zolotojvek.ru/publikacii/na_portale/material?n=84381          

              Большой потенциал для раскрытия детского творчества  заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

       Актуальность заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий